Каталог
Славянский интернет-магазин Зареница
  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.
  • Стол украшают гости, а дом - дети.
  • Тот не умирает, кто детей не покидает.
  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
    — Л.Н. Толстой
  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.
  • Дайте детству созреть в детях.
  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.
    — М. Горький
  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.
  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Жилище древних славян: Создание «домашней вселенной»

13.08.2015

 1341314821_pech1

Строительство дома для наших предков – процесс полный таинства. Строитель жилища уподоблялся Богу, создавшему Вселенную. Ведь он создавал свой собственный мир, во многом подобный божественному. 
В древних народах лесной зоны даже принято было оставлять внутри храмов благородные живые деревья, которые служили символом Мирового Древа. А при постройке жилого дома традиция сажать деревце в красном углу на весь период строительства существовала еще в начале двадцатого века – «домашняя вселенная» должна была полностью соответствовать настоящей. 
И вообще, со строительством жилища у древних славян было связано множество магических действий, которые определяли все: и место, и время, и материал для постройки.

Выбор места

С вопросом о выборе места для нового поселения люди всегда обращались к богам, ожидая, что они выскажут свою волю.
Селения обычно строили возле водоемов. Для определения места под дом использовали просто первое строевое бревно. Все первое вообще имело для древних некое мистическое значение, поскольку оно обозначало границу времен.
После того, как было выбрано место для селения, перед человеком вставала задача найти уголок для собственного жилища. Конечно, в первую очередь принимались во внимание практические соображения: место не должен был затапливать паводок, ему следовало быть солнечным и защищенным от холодного  ветра, желательно, чтобы рядом  была вода и так далее. 
Но даже, если с практической точки зрения участок вполне устраивал, обязательно проводилась проверка на степень его Доброты. Причем, существовало довольно много способов такой проверки.
В первую очередь исключались пространства, имеющие явные плохие признаки. Так, дом никогда не строился в тех местах, где  когда-то проходила дорога – ведь по ней из него могли уйти достаток, здоровье, и даже жизнь. 
Не годился для строительства и  участок, где раньше стояла баня – банник был существом недоброжелательным, вдруг проникнет в новую избу и будет обижать Домового?
Нельзя было строиться на спорных территориях – до веку ладу в доме не будет, сразу пойдут споры да ссоры.
Не подходили для строительства жилища те  участки, где однажды случилось что-то плохое. Любые прошлые несчастья были для древних людей явным признаком того, что на это место пал гнев Богов, а значит,  неприятность может повториться.
Но исключение тех областей, которые имеют недобрые признаки, было только началом. Затем проводился второй этап проверки. 
Хозяин приносил с четырех разных полей по камешку (причем нес их за пазухой, у голого тела), раскладывал их по углам будущего дома, а затем становился в центр и обращался за помощью к предкам. Через три дня камни приходили проверять – если они не были потревожены, значит, предки выбранное место одобрили и можно начинать строиться. Иногда вместо камушков насыпали кучки зерна, им же обводили контуры будущего жилища.
При других способах проверки на помощь призывались домашние животные. Так, место, где уляжется, молодая корова, считалось счастливым и безопасным. Можно было проверить участок и с помощью шерсти, которая тоже, по мнению древних славян, имела магические свойства. На облюбованное место клали сухую овечью шерсть, накрывали ее горшком и оставляли до утра. Если шерсть отсыреет – место «живое» и вполне пригодное. 
Существовали варианты проверки с помощью воды: из непочатого ведра отмеряли трижды по три стакана в сухой горшок, закрывали его крышкой и оставляли на ночь. Проверяли утром. Если воды прибыло – «дом будет полная чаша», можно строиться, а убыло – «нечего строить жилище на убыток хозяину». Вот так то.

Выбор строительного материала

После того, как участок для нового дома был выбран, наши предки отправлялись в лес за строительным материалом. С точки зрения древних славян для строительства жилища годилось далеко не всякое дерево. 
В первую очередь, конечно же, исключались священные деревья, да и вообще все деревья – патриархи. До наших дней дошли легенды, рассказывающие, что именно в них Боги превращали праведных стариков на закате их дней. Мыслимо ли было замахнуться на подобное дерево? Не меньшим грехом считалась и вырубка молодого, недозрелого леса, который древним людям представлялся лесными детьми.
Не годились для строительства дома и деревья, выросшие на заброшенных дорогах. Такое дерево называли «буйным». Надо сказать, что славяне вообще приписывали дороге большой мифологический смысл. Она представлялась людям горизонтальной проекцией Мирового Древа, соединявшей разные миры, ведь она уводила за пределы земель рода, туда, где начиналось царство неведомых сил.  Кстати, этимологи утверждают, что слова дерево и дорога имеют общий корень.
Из подходящих материалов для жилища исключались некоторые породы: ель и осина, как энергетически неблагоприятные для человека, а также липа – дерево- кормилец, которая народ и обувала, и одевала. Не годились деревья необычной формы или же имевшие другое явное отличие от остальных: мало ли какая сила могла в них затаится?
Но вот дерево выбрано.
Древние славяне считали, что все живое имеет равное с человеком право на жизнь. Славянин обращался к дереву, снимал перед ним шапку, кланялся и объяснял, что он не ради скуки хочет загубить его зеленую жизнь, а только лишь по большой нужде. А рядом клал какое-нибудь угощение, чтобы древесная душа вылетела полакомиться и не испытывала лишних страданий.
Когда все работы по заготовке строительного материала заканчивались, и человек возвращался из леса,  он обязательно проходил обряд очищения, такой же, как после охоты или убийства врага. Чтобы души убитых не отыскали его, он тщательно мылся и парился в бане, постился несколько дней и все это время жил в отдельной хижине, не смея войти в общий дом, чтобы не навлечь на родных беду.

Когда начать и закончить новый дом

Ну вот, место выбрано, бревна заготовлены – теперь можно начинать стройку.
Во-первых, строительство всегда начинали рано утром, ведь это было время торжества светлых Богов. 
Во-вторых, обязательно на растущей луне –  от убыли или прибыли луны прямо зависело будущее благосостояние дома и семьи, которая в нем поселится. 
А в-третьих, создание домашней вселенной вполне закономерно старались приурочить ко дню сотворения Вселенной настоящей. И таким днем, по мнению язычников, было 21 марта - день весеннего равноденствия. Кстати сказать, Масленицу в древности справляли именно в дни около 21 марта, и лишь позднее она была привязана церковью к Великому посту.
Строился дом, понятно, не один день. Лучшим сроком начала строительства считались новолуние в районе 21 марта, а срок его окончания привязывался ко времени летнего солнцестояния. Тогда то и отмечалось новоселье. Причем это был не столько веселый праздник, сколько ритуал по освоению нового жилища.

Новоселье

На первую ночь в новом доме закрывали кота с кошкой, на вторую – петуха с курицей, дальше, по порядку, поросенка, овцу, корову, лошадь. И только на седьмую ночь, если все животные оставались здоровы и веселы, в избе решался переночевать человек. Вот отсюда-то и появилась традиция  пускать кошку впереди себя, въезжая в новую квартиру.
Заходя в новое жилище первый раз, хозяин непременно брал с собой хлеб или тесто в квашне: они должны были выгнать из дома остатки зла, если оно там все-таки затаилось. А кроме того, обеспечить новоселам богатую и сытую жизнь.
Чаще всего переезжали «ровно в полдень по солнцу», или перед восходом, чтобы обеспечить себе поддержку светлых Богов. 
Причем, первый вход в дом вовсе нельзя приравнивать к шагу через порог, первый вход  обычно сопровождался особым обрядом. В открытую дверь бросался клубок ниток. Держась за нее, порог переступал самый старший, потом остальные члены семьи по старшинству, причем глава семьи как бы «втаскивал» их в новое жилище. 
Здесь явно просматривается связь с русскими сказками, в которых герой забирается на небо по волшебному гороху. И это понятно: люди входили в новый, неизведанный мир, а попасть туда можно было лишь по Мировому древу, которое и символизировала брошенная веревка
Забирали с собой в новое жилище и Домового, которого обязательно ждало под полом угощение, и Долю, которую, как считалось, имел не только человек, но и изба. Вообще, человек всячески старался обеспечить преемственность старого и нового жилья. Отсюда обычай «доваривания» каши, когда хозяйка в последний раз топила старую печь, варила на ней кашу до полуготовности, а доваривала ее уже в новом очаге.
Последним ритуалом, окончательно закреплявшим новую маленькую вселенную за хозяевами, было возжигание в новом жилище огня.
Да и сам праздник новоселья, который и сегодня традиционно отмечают, как бы освящал вновь освоенное пространство. Все приходили с хлебом-солью, желая, чтобы не переводились они на новом столе.
А окончательно обжитым жильем, настоящим домом, в котором «и стены помогают», изба становилось лишь после того, как в ней случалось одно из жизненно важных событий: рождение, свадьба или смерть.
Конечно, жилище люди в то время строили для себя и своей семьи. При этом относились к строительству очень серьезно, считая, что в «добром» доме и жизнь будет «доброй». Так что хозяин делал все от него зависящее, чтобы построить действительно хороший дом. 
И приходит иногда такая мысль: быть может, они старались не зря? Быть может, та частичка доброты, которую древние люди вкладывали в строительство, потом возвращалась сторицей к ним самим, их детям, внукам и правнукам?

Так же рекомендуем посмотреть

Комментарии

Пока нет комментариев