Каталог
Славянский интернет-магазин Зареница
  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.
  • Стол украшают гости, а дом - дети.
  • Тот не умирает, кто детей не покидает.
  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
    — Л.Н. Толстой
  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.
  • Дайте детству созреть в детях.
  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.
    — М. Горький
  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.
  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Тонкости гончарного ремесла

15.09.2015

romania-horezu-traditional-craft-1024x707

Керамика – искусство древнее, как само человечество. Изучение искусства мировой культуры непременно начинается с истории керамики. В отличии от металла, который со временем ржавеет, глина сохраняется в прекрасном состоянии в течении многих тысячелетий. Чаще всего, глиняные черепки – наиболее многочисленные и красноречивые артефакты, которые ученые находят при раскопках. Поэтому изучая историю развития керамики, можно проследить за изменением эпохи и установить хронологию не только гончарного дела, но и всей цивилизации, во времена которой были сделаны эти вещи.

По отпечаткам пальцев, найденных на осколках древних сосудов, историки установили, что изготовлением глиняной посуды занимались преимущественно женщины, наряду с плетением корзин, ткачеством и другой домашней работой. Секреты гончарного ремесла передавались от матери к дочери, на протяжении многих веков. Стремясь улучшить качество керамических изделий, мастера старались поднимать температуру обжига. Постепенно гончары приблизились к температуре, при которой плавится металл.

Молочный обжиг

Керамические изделия всегда ценились за свою особенность довольно долго сохранять свежесть продуктов питания. Секрет этого заключается в природном строении глины, ее пористой структуре, которая позволяет ей «дышать». Однако поры имеют и другое свойство — впитывать влагу. Поэтому, чтобы добиться водонепроницаемости глиняных изделий и в то же время компенсировать природную пористость самого материала, их подвергают специальной обработке. Способов известно много, но самым «натуральным» и простым до сегодняшнего дня остается молочный обжиг. Его суть заключается в том, что казеин, находящийся в составе молока, при температуре 300–400 градусов сворачивается и забивает те самые поры. Таким образом, глиняные вещи приобретают особые вкусовые и цветовые качества. Молочный обжиг подчеркивает их естественную фактуру, делает оттенки более мягкими и теплыми.

Процесс молочения заключается в следующем: готовое изделие, уже прошедшее первоначальный обжиг, окунается на некоторое время в жирное молоко, которое равномерно пропитывает глину, вытесняя имеющийся в порах воздух. После этого изделие просушивается, в процессе чего молоко образует на нем жирную пленку. Обсушенный глиняный сосуд ставится в печь, где еще раз обжигается при температуре 270—350 градусов. Молоко, заполнив пористую глиняную посуду, как бы склеивает поры, благодаря чему посуда перестает пропускать воду. Молочение так же придает посуде красивый коричневый оттенок, который может варьироваться от светло-бежевого, до темного шоколадного. Конечный цвет изделия зависит от вида молока, температуры обжига и личных секретов мастера. Молочение является полностью натуральным способом обработки керамики. Здесь не используется никакой химии, благодаря чему посуду вполне можно назвать экологичной — она не вступает в реакцию с пищей во время готовки, не выделяет вредных веществ при нагреве.

Лощение и чернение

Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального. С помощью гладких полирующих предметов, на глиняную поверхность наносят также простейшие узоры, чаще всего в виде волнистых и пересекающихся прямых линий. Блеск, приобретенный при лощении, усиливается после обжига керамического изделия. Лощение, особенно сплошное, выполняется не только с декоративной целью, при этом способе обработки верхний слой глины уплотняется, становится прочным и менее влагопроницаемым. В старину лощение в какой-то мере заменяло глазурирование, являясь более простым и доступным.

Еще более высокую прочность и своеобразную красоту лощеная посуда приобретает после так называемого томления или чернения. Томление связано с тепловой обработкой изделия. В конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова от которых возникал густой черный дым. После томления посуда выходила из горна глубокого черного цвета, только лощеные узоры на бархатистом фоне отливали металлическим блеском с синевой, как у вороненой стали. За эти синеватые переливы в народе чернолощеную посуду прозвали «синюшками».

Этот древний тип гончарства был распространен в разных районах России и сохранился до наших дней. В документах Великого княжества Литовского печные горшки, обработанные данным способом, упоминаются под названием «dymezi». Задымливание производилось при окончании обжига - в топку подбрасывали дрова — «смолякi» и ждали, чтобы от них пошел дым, после чего сооружение герметизировали. Затем горн засыпали землей, устье закрывали заслонкой и замазывали глиной, через сутки посуду приобретала черный с синеватым отливом цвет. Также эта техника называлась — техникой Букеро и была усовершенствована этрусками. Изделия, выполненные в ней, отличались особой элегантностью.

Керамика разных эпох отмечена характерными чертами своего времени. Интерес к ней сохранился и в наше время. Современные художники стремятся к созданию новых форм, разнообразию материалов и синтезу разных культур. Однако каждый мастер понимает, что без традиционных знаний не может быть открытий в будущем. Глина многое может рассказать о давних культурах и нынешнем времени. Собирая и сохраняя осколки прошлого, мы строим мост к потомкам, оставляя им в наследие знания, зародившиеся с началом времен.

 

 

 

Так же рекомендуем посмотреть

Комментарии

Пока нет комментариев