Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества.
Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 — замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится. Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов. В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей». Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты.
Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь, Ма-кош означает “Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac — «быть видимым, проявляться»). Макошь— славянская богиня, покровительница женского рукоделия и женщин. Со своими дочерьми Долей и Недолей плетет нити судьбы для богов и людей.
История прялки уходит далеко в прошлое. Первоначально она состояла из донца, на которое садилась пряха , и вертикальной части, куда привязывалась кудель, из кудели вытягивалась нитка и накручивалась на веретено. Прялка сопровождала женщину с колыбели и до замужества, была ее оберегом, защищала от порчи, сглаза. Считалась самым ценным подарком отца дочери или жениха невесте, изготовлялась собственноручно и с любовью украшалась, поэтому ни одна прялка не напоминала другую, рисунок ее - это фантазия того, кто ее изготовил. Чаше всего на прялках изображались солнце, растения, животные , птицы. Эти рисунки имели определенную символику. Прялку изготовляли из березы, клена, осины, липы. По традиции ее передавали из поколения в поколение. Нить на прялке тоже являлась символом (в зависимости от того, как спрядена)-какова нить ,такова и судьба. На прялках делали дарственные надписи, такие прялки нельзя было давать в руки чужому человеку, считалось что это может принести беду.
На Руси находились умельцы, которые ткали и пряли из всего, что под руку попадалось: из иван-чая, репейника, лопухов, лебеды и даже вареных сосновых иголок. В старину известна была так называемая «лесная шерсть» – волокнистый материал, извлекаемый из сосновых иголок. Для получения «сосновой шерсти» иглы распаривали, вываривали в щелоке, расчесывали, отмывали и сушили. Полученное волокно шло на изготовление теплых вязаных вещей. «Сосновая» одежда считалась не только теплой, но и очень полезной. Из крапивы тоже делали ткани. Они были достаточно широко распространены.
Праздничную одежду, в частности женские рубахи, шили из холста белого цвета, подолы украшались красной полосой тканого узора. Общий колорит и подбор тонов в традиционной одежде свидетельствуют об удивительном вкусе и чувстве гармонии у славянских мастериц.
Тканые узорные полотенца, подзоры и женские рубахи изготовлялись браной двухуточной техникой тканья. Техника браного двухуточного тканья не отличается особой сложностью, но она очень трудоёмка и требовала от ткачихи большого внимания - малейшая оплошность при отсчёте нитей вызывала искажение всего рисунка.
Техникой тканья обуславливался характер браных узоров и их композиционный строй. На подзорах и полотенцах узоры располагались строгими горизонтальными рядами, с преобладанием трёхчастных композиций : срединной широкой полосы и бордюров, симметрично обрамляющих центральную кайму. Многоярусными композициями украшали особенно нарядные - дарственные полотенца.
Несмотря на небольшой круг исходных мотивов, тканые узоры чрезвычайно разнообразны по общему виду, что достигалось благодаря различным комбинациям и перестановке фигур. Даже простое удлинение или укорочение геометрических фигур создавало новый орнамент.
Комментарии
Пока нет комментариев