Нa крайнем Севере, если верить русской фольклорной традиции, находится чудесный остров, окруженный водами Моря-океана, а над ним высится Мировая гора. С этим сказочным местом отождествляется часто остров Буян. Для древних славян остров Буян - понятие священное, ведь он представляется как «первая земля», всплывшая среди волн первобытного океана. Здесь же располагается мировая ось и бьет источник вечной жизни. На острове Буяне, говоря символическим языком, хранятся «семена» всего живого. Тут же сосредоточены могучие силы: весенние грозы, громы, ветры. На буяне живут самые древние существа, птицы и звери, например, змей, всем змеям старший, птица, «всем птицам мати». В центре острова Буяна, под могучим мировым дубом, который соединяет все три мира - мир подземный, земной и небесный, лежит камень Алатырь, т.е. «всем камням камень». Из-под Алатыря-камня бьют родники живой воды - они воскрешают природу, даруют земле урожаи. Под ним берут начало все реки. Он хранит источники всего сущего на земле, нет в мире ничего тверже этого камня. Недаром на протяжении столетий им «запирают» все клятвы и заговоры. Здесь сокрыта сила могучая «и силы той конца нет». Конечно же, здесь речь идет о Даарии (Гипербореи, Арктиде), которая находилась на затонувшем материке в Северном Ледовитом океане.
Но для всех русичей, славян "вторым" Буяном стал Руян (ныне германский остров Рюген)...
Остров Руян лежит против датского побережья и занимает площадь почти в 1000 кв. км; все его берега изрезаны глубокими и укромными заливами и бухточками, а некоторые топонимы Божий Камень или Святая Гора - удивительным образом напоминают о мифическом камне - Алатырь. По свидетельству древнего историка Геpаpда Меpкатоpа ("Космогpафия"): "На острове том живали люди-идолопоклонники - раны или рутены (руги, руяне), именуемые люты, жестоки в бою, таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли, и всем окpестным госyдаpствам гpозны и пpотивны были. Язык у них был словенский да вандальский". Его население "все Поморье славянское облагало данью, а сами никому дани не платили, они".
Центром острова Руян был легендарный храм Аркона, слава о которой простиралась на весь мир.
Аркона была построена на высоком скалистом берегу острова Рюген и со стороны Балтийского моря была неприступна. В городе находилось множество храмов всех племенных славянских богов. Главным богом Арконы был Святовит, чей идол был установлен в специальном храме.
Само название Аркона учёные пытались выводить из разных слов и языков. Но ни один из вариантов не выдерживает критики. В словаре Брокгауза и Эфрона утверждается, что слово “Аркона” происходит от славянского “уркан”, что значит “на конце”… Это объяснение представляется не вполне убедительным.
Однако выдающийся русский индолог и культуролог Наталья Романова выдвинула наиболее правдоподобное объяснение этого названия: «Аркона — от санскритского Arkati, что означает — “молиться”. В “Слове о полку Игореве” Ярославна плачет в Путивле на забрале, аркучи: “О Ветре, Ветрило! Чему, господине, насильно вееши?”. Таким образом, Аркона — это место арканий, древних обращений к Богам и силам природы.
По представлениям русов острова Руяна, Святовид – муж с бородой и короткими волосами, в алом плаще, имеющий четыре лика, которые глядят во все стороны света. В одной руке он держит рог плодородия, а в другой — меч, которым разит врагов славянского мира. По ночам он садится на белого коня и беспощадно карает тех, кто нарушил небесный порядок.
Дружина Святовида состоит из 300 всадников на отборных конях, и имеет собственное знамя под названием станица (stanica).
Около святилища всегда пасся конь чисто белой масти — конь самого Святовида. Для простых людей этот конь был неприкосновенен: считалось святотатством выдернуть хотя бы волосок из его гривы или хвоста. И только верховный жрец имел право ухаживать за ним и садиться на него в особых случаях. Именно на этом коне Святовид вёл войны против врагов своего мира.
Считалось особым знаком, если конь, находясь в ночное время в стойле, покрывался потом и глиной, будто проходил длинный путь.Поведение этого священного коня служило основой для гаданий и предсказаний.
Рог Святовида жрецы наполняли священными напитками. По скорости убывания напитков в роге также совершались гадания.
Святовид был образным воплощением знаний древних русичей об устройстве тонкого мира.
Вот, что говорит о нём саксонский хронист XII века Гельмольд из Босау: «Святовит, бог земли руянской, занял первое место среди всех божеств славянских. Светлейший в победах, самый убедительный в ответах. Поэтому и в наше время не только вагрская земля, но и все другие славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его богом богов…» (Chron. slav. II, 12, Гельмольд 1963, 236).
Все арабы отмечают поражавшее даже их, людей Востока, гостеприимство русов, обитателей острова. И северогерманский автор хроники II в. Адам Бременский с уважением пишет о славянах, непосредственных соседях германских племен: «Люди эти чрезвычайно гостеприимны и более всего почитают своих родителей. Среди них никогда не встретишь человека, оставленного в беде или нищете. Если кто-то заболел или ослаб из-за старости, то его берут на попечение. Гостеприимство и забота о престарелых считаются у славян первыми добродетелями», а относительно руян он добавляет: «Руяне - очень храброе славянское племя, без решения которого, сообразно с законом, не предпринимаются никакие общественные постановления. Их боятся, поскольку они находятся в тесных сношениях с богами, или скорее демонами, которым они воздают больше почитания, чем остальным». На северной оконечности острова, на небольшом полуострове Витове, были найдены остатки святилища Святовита, общественных и жилых построек. Именно там и был когда-то выстроен город-крепость Аркона. Он стоял на высоком обрывистом берегу, из которого выступают белые меловые скалы. Под ним плескалось темно-синее море. По морю проплывали многочисленные купеческие корабли и рыбацкие лодки, ведь мимо острова Руяна шел древний торговый путь из Северного моря в Балтийское. Здесь и сейчас очень оживленное судоходство - идут пассажирские теплоходы, огромные морские паромы, рыбачьи траулеры.
Итак, остров Рус, Руян, Буян, Рюген, главная святыня славянства. Именно к его обитателям взывали ильменские словене. Защищаясь от нечисти, их потомки и спустя тысячу лет обращались к силам, обитающим на священном острове. Именно оттуда откликнулись на их призыв варяги-русы. Именно благодаря им , нашим братьям, благодаря Рюрику , родоначальнику государей, укреплявших и хранивших (вспомните Святослава!) державу Сынов Сокола и семь веков правивших ею , сама Русь возродилась в очередной раз!
Комментарии
Пока нет комментариев