В былые времена одним из назначений одежды было предохранение человека от неблагоприятных воздействий внешней среды. Раньше одежду называли «одёжа». Считалось, что прясть нить должны только женские руки, так как само прядение является сокровенным действом, подобно родам, и только женщина может брать в руки кудель, которую готовит для неё мужчина. Ткачеством, кроем, шитьём, вышивкой занимались, в основном, женщины и девушки в зимнее время года. Мужчины тоже должны были уметь это делать и на Руси всегда были мужчины ткачи.
Одежда должна оберегать не только от погодных условий (жара, холод, дождь, ветер), острых предметов (сучья в лесу), но также от неблагоприятных энергетических воздействий (сглаза, порчи), т.е. быть оберегом. Энергетическое поле человека остается на одежде. В народе знали, что навести порчу можно по одной нити, выдернутой из одежды, поэтому свою одежду никто чужим людям не давал, как и личную посуду (чашку, миску и т.п.).
Одежда должна быть удобна в носке, быть прочной. Она также должна соответствовать занятию человека: домашняя, рабочая, воинская, обрядовая и т. д. Она должна быть ладно скроена, опрятна и красива. Одежда должна радовать душу. «Ра» означает изначальный свет, «дость» — достаточность, т. е. достаточность Света, просветлённость.
В былые времена одежда изготовлялась только из природных материалов: лён, конопля (повседневные рубахи и порты), крапива (лечебные одежды), шерсть, хлопок, шёлк. Для окрашивания нитей и ткани использовались только природные красители - растительные и минеральные.
Женщины никогда раньше не носили брюк или штанов. Они носили длинные и широкие (колоколо-подобные) сарафаны, юбки, платья, которые помогали им накапливать необходимую энергию не только для успешного преодоления стрессов, поддержания хорошего настроения.
У крестьян одежда была проста в крое, но добротна, прочна и декорирована знаками плодородия, земли, стихий природы, силы и жизнерадостности. На их праздничной и обрядовой одежде изображались славянские божества, покровительствующие ремёслам, плодородию и благоденствию.
У воинов — множество перуниц, солнечных и воинских знаков чести.
У знати — тонкая выделка ткани, драгоценные украшения, красочные узоры и большая длина. Большинство княжеской одежды шилось и украшалось княжнами.
Праздничная одежда до сих пор отличается богатством украшений, разноцветьем. Одежда украшалась золотыми и серебряными нитями, речным жемчугом и драгоценными камнями. Она надевалась в особо торжественных случаях (свадьба, княжеский выезд и пр.)
По одежде определяли, из какого он рода и в каких краях живёт, семейный или нет. По узорам можно было сказать, сколько у него детей, какое у него животное-покровитель или стихия.
И в повседневной, и в праздничной одежде учитывалось её назначение как оберега. При шитье все срезы и швы декорировались узорами так, чтобы не было утечки жизненной силы человека вовне. Например, рубаха закрывала наиболее уязвимые части тела: шею, руки, живот, бёдра. Поэтому покрывали разными узорами-оберегами горловину, плечи, низ рукавов, подол, боковые швы. Эти узоры вышивали вручную, или ткали на станках.
Существовал обрядовый праздник «Чтение узоров». На него собиралась «невестившаяся» молодёжь. Девушки надевали свои лучшие наряды. Юноши приходили в сопровождении знающей женщины, которая объясняла им смысл узоров на девичьих одеждах. Эти объяснения помогали не только правильно выбрать себе невесту-рукодельницу, но и соотнести астрологическую совместимость будущих супругов.
Также были особые одежды для ритуалов. Эти одежды изготавливались каждым по особым правилам: при этом производились особые ритуалы. Такие одежды всегда были долгополые, их хранили от чужих рук.
Комментарии
Пока нет комментариев