На Руси испокон веков чтили банный обряд и никогда его не нарушали. Верили предки, что от удовольствия помыться и попариться в бани не отказывались даже Боги.
История бани началась ещё в глубокой древности, причём баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовали поговорки «Помылся – будто заново родился!», «Когда бы ни баня все бы пропали».
На Руси с баней связали все самые важные события: рождение, свадьба, выздоровление после тяжёлой болезни. Так, была такая традиция: обязательно необходимо было посетить баню перед свадьбой и на следующий день. Наши предки полагали, что предназначение бани состоит не столько в очищении тела, сколько в очищении души. Считалось даже, что если больному не помогла баня, то ему уже ничто не поможет.
Парную баню на Руси называли мыльней, мовней или влазней, это ещё с тех времен, когда мылись в русской печи. Банями пользовались как богатые, знатные люди, так и простой люд. Предки знали о целебной и очистительной силе бани, связывали здоровье с чистотой. Баня всегда считалась самым лучшим способом преодолеть хворь, сглаз и вообще всё плохое.
Сказания о «мертвой» и «живой» воде повествуют о том, что чистая «живая» вода обладает целебной силой. Баня считалась хранительницей «живой» воды и здоровья, поскольку она усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.
Баня была символом преодоления всего дурного, что может окружать человека в земной жизни, а в более позднее время она стала олицетворением дружественности и домашнего очага. Так, гостя сначала вели в баньку, и лишь затем кормили и укладывали спать. Как в русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести.
Устройство бань не претерпевало никаких изменений в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Изначально бани представляли собой небольшую деревянную избушку, срубленную из цельных бревен. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. Да и чтоб, было где окунуться после парилки. В ней было всего только две маленькие комнаты с довольно низким потолком. Высота потолка соответствовала росту взрослого мужчины. Небольшие размеры бани позволяли, как следует её протопить. Внутреннее устройство бани таково: примерно треть всего помещения занимает печь-каменка. Внизу разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, огонь гасят, трубу закрывают заслонкой и парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар.
Парятся, взбираясь на полки (ударение на второй слог), которые представляют собой нечто вроде лестницы с четырьмя-пятью широкими ступеньками. Чем выше на полок забирается человек, тем жарче и «ядренее» пар. На последнем полке, почти под потолком, рискуют париться только самые выносливые и крепкие парильщики, которым нипочем 100-градусная жара. Это так называемая белая баня.
Изначально же бани топились по черному, их отличительной чертой было отсутствие дымохода.
Дверь в баню делалась очень крепкой, без щелей. Для того чтобы она плотно закрывалась и не было сквозняка, перед дверью делали деревянный приступок. Первая комната этого дома-бани называется предбанником. Его оборудовали с максимумом удобств. В предбаннике стояла скамейка и вешалка для одежды. Предбанник по размерам значительно меньше самой бани, от которой его отделяла тонкая деревянная перегородка. Такую перегородку предпочитали делать из липы или сосны. В перегородке сделана дверь, которая плотно закрывалась, препятствуя тем самым проникновению дыма и пара в предбанник.
В одном из углов бани находилась печь, на которой лежали большие круглые камни-валуны. Рядом с печью стояла кадка с большим запасом воды. В бане имелось одно маленькое окошко, и оно располагалось над печкой. Таким образом, баньку можно было проветривать по необходимости. Как уже говорилось, печь в черной бане была без трубы, так что дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Естественно, после первой же попытки истопить баньку таким способом стены и потолок парной становились закопченными, и копоть эта совершенно не поддавалась удалению. Вот за этот черный цвет стен и потолка стали баню называть черной. После того как баня натопится, все окна и двери открываются для того, чтобы дым вышел наружу и воздух в парилке стал свежее.
Конечно, никто не начинал париться до тех пор, пока весь дым не выветрится, иначе в такой бане запросто можно было угореть. Проветрив баньку, ее надо подготовить к тому, чтобы можно было в ней париться. Для этого баню «опаривают»: специальным скребком проводят по стенам, смывают лишнюю копоть, окатив стены горячей водой из шайки, и только после этих манипуляций «поддают пару», плеснув воды на каменку. Вот этот способ париться и получил название «черного».
Считалось, что главная сила мытья - в вениках. Их собирали из веток березы и дуба, липы и черной смородины, ольхи и можжевельника, крапивы и полыни. Действительно, похлестывание им по коже - отличный массаж, усиливающий кровообращение и способствующий открытию кожных пор. Но главное - фитонциды и эфирные масла, летучие вещества, содержащиеся в листьях веника. Именно они оказывали свой и ароматический, и фармацевтический эффект.
Ароматизировали баню простым, но эффективным способом. Набрасывали свежие или сушеные растения на полки. Особо популярными были мята, шалфей, черная смородина и иглы ели, использовали все, что можно было раздобыть в тех местах. Иногда для застилки полки использовали банальное сено, очень душистое и мягкое.
Традиции русской бани складывались веками. Многие из них сохранились и самая главная – окунаться после парилки в холодную воду или кататься в снегу – ассоциируется исключительно как истинная русская черта. Наши предки были мудрыми и знали, что разгоряченное тело периодически должно остывать, а широко открытые поры обязательно должны закрыться. Кожа становится чистой и гладкой, а смена температур позволяет ей долго сохранять молодость и упругость.
Ещё одна правильная привычка в русской бане – мыться и париться не спеша. Это касается как повышения температуры, так и сопровождающих парение процедур. Побивание веником начинается с медленного поглаживания и доходит до интенсивного постукивания, которое выбивает все токсины и накопившуюся усталость из организма.
Русские бани очень удивляли большинство иноземцев. В особенности их поражало до крайности то, как русские парились, обливаясь при этом ледяной водой или квасом, и стегали веником друг друга. Иноземные путешественники часто считали парные процедуры чем-то вроде добровольного мучения, а поведение русских – загадочным и варварским. Они до жути боялись париться, но впервые пройдя эту «страшную» процедуру, чужеземцы начинали чувствовать себя замечательно. Постепенно положительные впечатления от русской бани и ее несомненный оздоровительный эффект принесли ей известность по всему миру.
Комментарии
Пока нет комментариев