Каталог
Славянский интернет-магазин Зареница
  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.
  • Стол украшают гости, а дом - дети.
  • Тот не умирает, кто детей не покидает.
  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
    — Л.Н. Толстой
  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.
  • Дайте детству созреть в детях.
  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.
    — М. Горький
  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.
  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ: ВЕЛЕСОВО ДРЕВО

24.05.2016

R7GPXYFOBtw

Здесь я постараюсь описать дерево Ель, как неотъемлемую часть похоронной обрядности наших предков. Это очень интересные обычаи, которые связанны с вечнозелёным деревом, и которые удивительным образом, хоть и небольшой своей частью, дошли до наших дней.

Вообще вечнозелёные растения относились к разряду символов и образов, которые несли в себе информацию о вечности жизни.

Ель и другие хвойные деревья, как бы говорят человеку - есть на свете вещи, которые просто не умирают никогда. Почему же именно ель, а не сосна, к примеру, стала символом Нави и Мира Мёртвых? Если вы были когда-нибудь в хвойном лесу, то наверняка замечали, как меняется лес с его переходом от елового к сосновому или наоборот. Сосновый лес, как и лес берёзовый, представляет собой нечто свежее, живое, там можно дышать полной грудью, он прозрачен и чист.

Этого нельзя сказать о еловом лесе, так же, как и о дубовом. Здесь всегда царит полумрак, много теней, появляется ощущение чего-то таинственного, запредельного, даже пугающего. Соотношение вечнозелёного, как неумирающего, и мрачная атмосфера елового леса и ели, как его составляющей, отвели этому дереву именно роль символа Нави или Потустороннего Мира.

Как мы уже успели понять: ель напрямую связана с культом предков, которые ушли в иной мир. Как дерево, оно имеет ещё и некую связь с Древом Мира, которое соединяет Навь, Явь и Правь.

Таким образом, роль ели в традиции славян имела огромное культовое значение. Ельник называли тёмным лесом, туда запрещали ходить как детям, так и многим взрослым (тот самый дремучий бор из древнерусских сказок).

В стародавние времена ельник или еловый лес был кладбищем. Хоронили в еловом лесу таким образом: аккуратно приподнимали живую ель вместе с корневищем, ложили туда покойника и опускали ель обратно. Ель накрывала собой умершего человека и становилась его могилой. Позже, когда людей перестали так хоронить, а просто закапывали в земле, то для места расположения кладбища продолжали выбирать еловый лес.

Даже в наше время многие действующие кладбища находятся именно в еловом лесу. Так же до нас дошёл обычай выстилать дорогу еловыми ветками, по которой на похоронах несут гроб с умершим. Такая дорога, устланная еловыми ветками, как бы открывает коридор в иной мир, по которой душа может уйти из этого мира.

Похоронные обряды славян очень тесно связаны с елью. Кроме того, что кладбища располагались в еловом лесу, на дороге расстилали еловые ветви, часто сами носилки делали именно из еловых досок, помелом из еловых веток опахивали могилы, для изготовления гроба использовались еловые доски (иногда сосновые). Еловые ветки, которые застилают могилу, являются традиционным обычаем у славян, так же во время похорон ими застилают пол в доме и метут еловыми ветками за собой, возвращаясь с церемонии похорон (заметают), что бы покойник не увязался.

В погребениях Северной Карелии исследователи обнаружили еловую кору, которой были покрыты умершие. Даже после христианизации Руси, иконы делали из ели, как дерева, которое непосредственно относится к миру вечности. Считается, что под елью, в её корнях, живут духи, которые охраняют лес, всю живность и могут помочь человеку на охоте. У охотников был обычай после удачной добычи приносить жертву духам именно в корнях ели - как принесённая обрядовая пища, так и остатки трапезы после охоты.

Также ель слушали. Для этого человек, который желал получить ответ, ложился спать под кроной ели, которая находилась возле его жилища.

Нельзя забывать и про ёлку, которую принято устанавливать на Новый Год. Новогодняя ёлка представляет из себя сразу несколько символов. Как мы уже могли узнать из статьи "Мировое Древо", Новогодняя ёлка является воплощением Мирового Дерева или его имитацией. Так как Новогодним деревом стала именно ель, а не сосна или какое-то другое вечнозелёное дерево/растение, то вполне возможно, что в Новогоднюю Ночь древние славяне желали, что бы предки пришли в мир живых, дабы отпраздновать знаменательную дату вместе со своими потомками. Украшение ёлки - это задабривание духов, которые живут в её ветвях.

Ель - это дерево, которое непосредственно относится к Богу Велесу, как хозяину Мира Мёртвых. Ель называли Древом Предков или Дедовым Древом, Велесовым Древом. Души предков, которые прилетают в мир живых, садятся на ветви ели, что бы отдохнуть. Дети духов леса висят в люльках на ветвях этого дерева.

Еловый Бор - это священная роща для Славян. Здесь нельзя шуметь, веселиться и смеяться, рубить деревья, охотиться, собирать грибы и травы. Здесь проводились специальные ритуалы, сравнимые с ритуалами на капище. Стволы обвязывали специальной тканью, ветви небольшими тряпицами, также её поливали алкогольными, забродившими и другими напитками, что бы вызвать у духов расположение.

В Белоруссии, например, обвязывание ели чёрным шёлком и поливание колодезной водой применялось тогда, когда нужно было вызвать дождь. Ель помогала древним славянам добиться при помощи ритуалов и еловой магии результата в самых разных сторонах жизни - влияния на погоду, здоровье и даже успеха в любовных делах.

Из всего этого можно сделать вывод: Ель, как непосредственно связанная с миром духов и мёртвых, является одним из самых важных деревьев в обрядности, обычаях и традициях, магии и миропонимании Славян.

© Денис Блинцов

dpb2rd1HbYE

HhWQHanE8PY

4IuZ8TnME_Y

Так же рекомендуем посмотреть

Комментарии

Пока нет комментариев