Каталог
Славянский интернет-магазин Зареница
  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.
  • Стол украшают гости, а дом - дети.
  • Тот не умирает, кто детей не покидает.
  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
    — Л.Н. Толстой
  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.
  • Дайте детству созреть в детях.
  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.
    — М. Горький
  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.
  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

ПЕРУН - ПОКРОВИТЕЛЬ РУСИЧЕЙ

03.07.2016


Перун - один из самых главных Богов Славян. Перун - покровитель воинов. Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году, что говорит о его высоком статусе в Божественном пантеоне славян. Именами этих двух Богов клялись и дружинники Игоря. Они же упомянуты в договоре Святослава 971 года. Перун покровительствовал князю и княжеской дружине - это явно прослеживается в истории тысячелетней давности. Перун, как Бог грома и молнии, подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь. В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных Богов, и об этом ясно повествует "Повесть временных лет": "И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь". Идол Перуна в центре Киева выглядел величественно: голова его была серебряная, а усы золотые. Идол Перуна был установлен и в Новгороде: "и пришел Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу".

В честь Перуна возжигали вечные огни на капищах. Вечные костры, которые никогда не гасли, были сложены из дубовых поленьев - дерева, которое непосредственно относится к Перуну. Из дуба добывался живой огонь. Дубовые рощи и леса также принадлежали этому Богу и тщательно охранялись, как священные.

Известно, что Перун под разными вариантами имён существовал в традициях разных племён и народов. К примеру, в Литве его называли Перкунас, в Белоруссии - Пярун, в индии - Parjánya, так же в Индии Богом грозы, грома и молнии считался Индра. В Скандинавии этого Бога называли Тор, кельты называли его Таринис. Западные славяне называли Перуна - Прове. Вот так описывает культ Прове Гельмольд: "Здесь, среди очень старых деревьев, мы увидали священные дубы, посвящённые богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесённый деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь были жрец, и свои празднества. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем или жрецом на суд. Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывали в приюте".

Стоит знать, что после христианизации многие Боги, скрытно ли, сознательно или бессознательно, самими ли христианами или славянами, которые не хотели забывать своих Богов, были перенесены на образы христианских святых. Эта участь не обошла и Перуна. В каком-то смысле люди переименовали своего Бога и образ Перуна был перенесён на Илью-Пророка, которого также называют Ильёй Громовником.

Слово Перун в том или ином значении множество раз встречается даже в таком древнем писании, как Махабхарата, например: "Ты - это облако, ты - Ваю, ты - огонь, происходящий от молнии в небе. Ты - гонитель толп облаков, именно тебя называют Пунаргхана, ты - страшный и несравнимый Перун, ты - грохочущее облако! Именно - ты творец миров и их разрушитель, о непобедимый!" или: "Некогда для могучего Индры был создан перун для убийства Вритры, он разлетелся на десятки и сотни кусков в голове Вритры. И отколовшаяся часть перуна почитается Богами. Всякое средство, которое существует в мире, считается телом Перуна. У брахмана такая частица перуна в его руке, у кшатриев она в колеснице, вайшьи владеют ею в виде своих щедрот, а у шудр она - в их обязанностях. Кони у кшатриев - это также частица перуна, поэтому кони их считаются неприкосновенными".

Историками и лингвистами довольно точно выяснено, что имя Перун произошло от древнеславянского слова perti или переть, что означало - ударять, бить. Хотя здесь же возникает вопрос, на который нет однозначного ответа - имя произошло от глагола или наоборот. Таким образом, Перун означает - разящий, бьющий. Словом "Перун" в древней Руси называли и просто молнию с громом. Предки верили, что Перун выгоняет небесные стада (облака) пастись на небесные нивы, громко гудит в трубу, метает молнии на землю. Тучи и облака называли - "Перуновы деревья", на которых сидят птицы-молнии.
Оружие Бога Перуна называют "громовыми стрелами", "Перуновыми камнями", "стрелками". Оружием этого Бога считаются - топор, палица, камни. Под "камнями" имеется ввиду кресало, из которого возможно высечь искру при помощи удара о другой камень или ударом железа. Одно из поверий гласит, что огонь некогда спрятался в камень от своего противника - воды.

Цветком Перуна считается Ирис. Южнославянские народы, болгары и сербы так и называют этот цветок - Перуника или Богиша. В виде шестилепесткового Ириса, судя по раскопкам, делались и святилища Перуна. В каждом лепестке возжигался, либо горел неугасимый огонь, а в центре стоял идол с алтарем или жертвенником. Символом, амулетом имени Перуна считается не только Ирис (громовой знак о шести лепестках, громовое колесо, Перунов щит, Громовник, Перуника, Перунов цвет), но и различные топорики, молоты. Амулеты-топорики часто находят на месте археологических раскопок. Считается, что топорики - амулеты в виде топоров (молотов) - вручались юношам и мужчинам, как обереги, а также являлись отличительной чертой членов царской дружины, чьим покровителем, как уже говорилось, являлся Перун. Кроме того, символом Громовержца считается изображение молнии и восьмилучевая звезда, которую называют Перуницей. Символы в виде топориков, молний, шестилучевое колесо либо громовой знак с шестью лепестками, стрелы изображаются на капищах этого Бога и его идолах. Колесо с шестью спицами раньше изображалось на всех избах, элементах одежды, прялках, оружии, утвари и т.д. Этот символ оберегал жилища от удара молнии и считался предохранительным. Подобные символы можно увидеть и сейчас в некоторых деревнях, где ещё сохранились дома со старыми наличниками и традиционной резьбой.

В связи с изучением культа этого Бога историками было выявлено, что днём Перуна является Четверг. В индоевропейской традиции именно этот день связывают с Богом-Громовержцем. Полабы называют четверг Peräunedån, что можно перевести как День Перуна. Четверг перед Ильиным Днём в славянской традиции считается равным по значимости праздником. Так же существует поговорка "После дождичка в четверг", которая относит нас к древним поверьям.

Перунов День традиционно отмечается 20 июля. Так как Перун покровительствует воинам, все мужчины имеют при себе оружие, которое освящается в ходе праздника. Кроме того, на этот праздник по традиции устраивается бой, олицетворяющий мифический поединок Перуна с Велесом. Миф о битве Перуна и Велеса довольно известен. Однако в некоторых деталях он разнится. В одних случаях Велес угоняет у Перуна стада коров (дождевые облака), в других Диву-Додолу (Додолу). В результате битвы Перун отбил своё у Змия-Велеса и загнал его в подземелье. С тех пор Велес является Земным Богом и Богом подземелья, а Перун властвует на небесах, являясь символом Небесного огня.

Так же рекомендуем посмотреть

Комментарии

Пока нет комментариев