Каталог
Славянский интернет-магазин Зареница
  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.
  • Стол украшают гости, а дом - дети.
  • Тот не умирает, кто детей не покидает.
  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
    — Л.Н. Толстой
  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.
  • Дайте детству созреть в детях.
  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.
    — М. Горький
  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.
  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Печь – душа русской избы

23.11.2015

photo_2015-11-24_00-32-32!
Русская печь... Без печи нет избы. Да и в самом древнем слове «изба» заложено то священнодействие, которое совершается у очага: оно образовалось от санскритского «тап» - «тепло», «тёплый», «топиться», через старинные формы «истба», «истопка», «истопить».


Сначала русские печи топились по-чёрному, отчего избы назывались курными. Первоначально это были печи глинобитные и они не имели трубы. Возраст печи по-чёрному, по всей вероятности, насчитывает несколько тысяч лет. Глинобитные, или «битые» печи надёжнее кирпичных - они лучше держат тепло, не отсыревают, не прогорают.


Печи обычно «били» в тёплое время года - в начале или конце лета, поэтому глина, используемая для битья печи, быстро высыхала. И надо было торопиться - бить печь желательно в один день. Разумеется, одному человеку и даже двум-трём справиться с подобной работой в столь короткий срок было не под силу. Поэтому на помощь призывали соседей и знакомых.
Накануне печебитья хозяин заходил в каждый дом, где жили холостые парни и незамужние девицы, и приглашал их помочь ему сладить глинобитную печь. А если же кого-нибудь из них встречал на улице, то непременно говорил: «Прошу, пожалуй на печебитье!» Между тем, хозяин должен был загодя приготовить в доме рабочее место и всё необходимое для предстоящей коллективной работы: щиты, доски, брёвна, различные деревянные шаблоны для формовки печурок, вьюшек и душников; кружало, с помощью которого формовали свод топливника и горнила; подготовить фундамент с опечком. Он обязан был запасти также необходимые инструменты: деревянные массивные колотушки двух видов. Одна колотушка представляла собой пест с длинным ухватистым черенком и массивным набалдашником на конце; друга, называемая чекмарём, была, по сути дела, большим деревянным молотком. Из прочного дерева изготавливали трамбовку. Для выравнивания печных стен использовали скребок и тёрку. Необходим был также большой нож, которым, при необходимости, срезали глину. На следующее утро под руководством хозяина или мастера-печника молодые люди приступали к делу. Всё начиналось с того, что привозили во двор глину и песок. Печник определял пластичность привезённой глины. Затем, по его указанию, добавляли в глину песок, лили воду и тщательно перемешивали. Полученный раствор разминали трамбовками и мяли ногами. Ритм работы сливался с ритмом песен, которые пели молодые люди. Когда глина с песком были хорошо перемешаны, монотонную подготовительную работу сменяла другая, требующая не только силы, но также смекалки и сноровки. Работы хватало всем: одни носили глину, другие под присмотром мастера устанавливали дощатые опалубки, затем закладывали в них глину и тщательно утрамбовывали. Каждый слой глины толщиной 5–10 см били, уплотняя, большими деревянными молотками-чекмарями, пестами и колотушками. Готовый корпус печи выравнивали скребками и разглаживали  тёрками.  С течением времени глинобитная печь лишь набирала прочность, превращаясь в единый фигурный кирпич. В старину печи били к полнолунию, чтобы, как считалось, она не трескалась и не отсыревала.


В курных избах дым из печи поступал в избу, здесь отдавал свое тепло и, уже изрядно остывший, через специальное волоковое оконце в стене под потолком выходил на улицу. В XIV веке печи в курных избах стали сооружать с деревянной дымовой трубой  - дымницей. Дымницы делали из толстых досок, но отходили они не от печи, а на довольно большом отдалении от неё. Недостаток печей по-чёрному в том, что велика вероятность возникновения пожара от искры, поэтому в такой печи нельзя разводить очень сильный огонь. Топить печь по-чёрному - большое искусство. У умелых хозяек в курных избах сажи на потолке не накапливалось и стены в избе были светлыми, без копоти. Кроме отмеченных недостатков, связанных с пожароопасностью и запахом дыма в доме, у курных изб были и великие преимущества. Горячий воздух и горячий дым из печи весь свой жар отдавали избе, просушивая и согревая  воздух. Таким образом, создавался здоровый микроклимат. Воздух, потолок и стены в такой избе дезинфицировались, что было очень важно для борьбы с заразными болезнями и неприятными насекомыми. Курные избы имели значительную высоту, что  давало много места для дыма наверху. ''Лишний'' объём не пропадал зря: к кровельным балкам подвешивали на просушку вещи, не боявшиеся копоти и нуждавшиеся в периодической дезинфекции (например, сети), а также некоторые продукты, которым не вредил дым. Курные избы очень редко отсыревали. Печь по-чёрному требовала меньше дров по сравнению с ''белой'' печью и  давала больше тепла.

Печи по-белому появились сначала в домах бояр да князей, но к XVII веку широко распространились и среди

Так же рекомендуем посмотреть

Комментарии

Пока нет комментариев