Внешний облик древних славян всегда вызывал восторженные отзывы европейских и азиатских путешественников. Они отмечали высокий рост и гордую осанку славян. Одежда славян позволяла подчеркнуть их природную красоту и стать.
А вы знаете, как называлась одежда у древних славян? «Одёжа», такое название употреблялось гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный термин «одежда».
Известно, что славяне сами выращивали лен, обрабатывали его и ткали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой.
Прясть пряжу из шерсти животных или растительных волокон, ткать из этих нитей (пряжи) ткани и шить из них одежду умели на Руси почти все женщины. Они украшали, раскрашивали свои одежды. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев различных растений, настоями из растертого в порошок камня.
В славянской одёже отражены все традиции, культура и особая энергетика русского народа. В повседневной жизни они носили одежду достаточно простого и свободного кроя, которая бы не стесняла движения при выполнении работ. В праздники же надевали наряды украшенные более богатой вышивкой. Существовало и отдельное облачение для особых случаев, таких как обряды и ритуалы, а также свадьбы или похороны.
Славянский женский костюм принято подразделять на северный и южный комплексы. При этом южный костюм имеет более древние корни. Все мы знаем что традиционной женской одеждой является сарафан. Интересно, что первоначально сарафаном называлась не только женская, но и мужская одежда. В качестве женской одежды сарафан впервые упоминается только в ХVII веке.
Особенностью женской одежды была многослойность. Одёжа как бы лепилась из нескольких простых объемов, и каждый ее вид частично закрывался другой, выделяясь разномасштабными орнаментами.
Основой женской одёжи была длинная сорочка из прямых полотнищ. «Бабьи рубашки – те же мешки: рукава завяжи да что хошь положи». Верхнюю рубаху шили из более нарядного материала и украшали обережной вышивкой. Рубаху обязательно подпоясывали. Считалось, что пояс тоже оберегает человека от злых духов. Поверх обычно надевали сарафан – длинную одежду без рукавов, с пуговицами сверху донизу.
Интересно, что самые первые пуговицы на Руси датируются VI веком. Сначала такие пуговицы не предназначались для закрепления одежды: древнерусская одежда кроилась так, что могла скрепляться булавками, фибулами или вовсе не требовала застёгивания. Тогда пуговицы выполняли только функцию магической защиты, ведь и само слово "пуговица" произошло от "пугать", "пугало".
Наравне с сарафаном одевали поневу. Больше всего понева похожа на современную юбку с запахом. Только шили её из теплой шерстяной, обычно, клетчатой ткани.
Пластика объемов еще больше подчеркивалась фактурой и цветом материала – отбеленного холста и домотканого сукна. Самыми любимыми цветами полотна у славян были белый и красный. Это символ чистоты и радости. Примечательно, что в древности русский народ различал до тридцати оттенков красного цвета. Каждый из них имел свое название, например: черевчатый (черемной) – красный, багрец – аловишневый, кармазиновый – малиновый, рудо-желтый – оттенок рыже-красного цвета, кумашный – красно-алый, чремной-искрасной – рыжий, боканный – красный, и т.п. Справедливости ради нужно сказать, что точное определение и обозначение того или иного цветового оттенка посредством слов современного языка крайне затруднительно, ибо наши далекие предки гораздо тоньше нас чувствовали цвета, а так же то настроение, которое они создают в душе человека.
Далее, надевали душегрею – короткую, чуть ниже талии, и очень широкую сборчатую одежду на лямках. В холодные дни она согревала не только душу, но и тело.
Особое внимание в славянском женском костюме уделялось головному убору. Головные уборы являлись символом небесной сферы, а потому нередко украшались изображениями солнца, звезд или птиц. Названия головных уборов также, чаще всего, были «птичьими»: кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка – утка, сорока. А украшавшие их нити жемчуга и височные кольца символизировали капли дождя или росы.
Мужская одежда состояла из широкой рубахи шитой из простого холста или шелка, доходившей до колен, и портов. Ворот рубахи вырезался по шее и имел спереди прямой разрез, который завязывался на шнурки или застегивался на пуговицу. Рубахи не заправляли в штаны, а носили навыпуск, подпоясываясь. Обряд опоясывания хорошо известен у многих славянских народов. С ним связывали превращение новорождённого в человека. До этого обряда младенца считали представителем иного мира. Наличие или отсутствие пояса можно было рассматривать как специфический язык символов: женщина без пояса - символ распутницы, неподпоясанный мужчина - образ бессилия, сорвать пояс - нанести оскорбление.
Нарядные рубахи, обычно красного цвета, вышивали золотом и шелком.
Верхним платьем служил кафтан, обычно с длинными рукавами. Верхней парадной одеждой был также опашень. Его носили внакидку, на «опаш». Сверху донизу опашень застегивали на пуговицы, серебряные или золотые. Опашень на меху становился шубой.
Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Зимой при отсутствии рукавиц в них грели руки. Рукава завязывали сзади или собирали в складки на запястьях. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка: «Работать спустя рукава».
В одежде, которую носили наши предки, отсутствовали карманы, все необходимые вещи затыкали за пояс, прятали за пазуху, клали в шапку, либо вешали на шею. На поясе у славян практически всегда висела сумочка-калита или мошна. Нередко можно было увидеть на поясе нож в ножнах, гребень или даже ложку. Скорее всего, отсутствие карманов в одежде связано с тем, что свободно висящие руки, способствуют беспрепятственному течению жизненной энергии. Руки сохраняют здоровье и силу. А вот если сунуть руку в карман, то она принимает неестественное положение, происходит зажимание мышц, перекрытие каналов и изменение направления потока энергии. При этом начинает меняться осанка, искривляется позвоночник, что негативно сказывается на работе всех внутренних органов и организма в целом. Последствия данной привычки могут сказаться на здоровье, характере, поведении человека и всей его жизни.
Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). И в дальнейшем детскую одежду шили не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали это чтобы оберечь малого и сохранить его жизненные силы. Дети, как правило, до наступления своего совершеннолетия, т.е. до 12 лет, носили рубахи без поясов
Детская одёжа была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Право на «взрослую» одежду дети получали только после Обрядов Инициации.
После прохождения древних Обрядов Совершеннолетия и Имянаречения многие девочки продолжали носить одежду своих матерей, но на их рубахах появлялась дополнительная обережная символика по рукавам и на груди, а также получали право носить собственную (правда, пока девичью) понёву. Мальчики, прошедшие древние Обряды, помимо того, что получали обережную Родовую вышивку на рубаху, начинали носить пояса. С двенадцати лет мальчику полагались первые штаны-порты.
Интересно, что обережная вышивка для собственной одежды малых чад уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода.
Кроме вышивки на одежде часто детскими оберегами служило множество предметов, которые вешались над колыбелью малыша, потом носились на плече или на поясе.
Такая традиция исключительно долго держалась в славянской среде, особенно в деревне, мало подверженной веяниям моды. С течением столетий древний Обряд Инициации был утрачен.
Древний славянский костюм вызывает уважение своей простотой, рациональностью и сакральной глубиной каждой детали.
Комментарии
Пока нет комментариев