Сегодня вряд ли кто помнит, что в прошлом пуговица была одним из важных магических оберегов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или круглый камешек, издававшие при движении приглушённый звук, напоминающий звук бубенца. Так пуговицы превращались в обереги. Среди различных видов оберегов широко использовались и «шумящие» украшения, например, колокольчики, помещавшиеся на воротнике или на специальной цепочке. На раскопках в Новгороде была найдена рубаха молодого купца, на воротнике которой помещена крупная плетёная пуговица красного цвета, которая ничего не застёгивала и вряд ли служила украшением. С учётом того, что красный цвет у славян наделялся обережным свойством, можно предположить, что красная пуговица служила оберегом.
Магическая природа пуговиц определялась двумя способами: рисунками, узорами на пуговице, и формой. По представлениям наших предков, ворот одежды - очень важная деталь в мистическом плане, поскольку самыми уязвимыми оказывались наиболее открытые части тела - шея и лицо. В связи с этим, первые пуговицы помещались на воротнике, рукавах и украшалась заговорёнными узорами, призванными отпугивать нечисть. Весьма частыми археологическими находками являются древнерусские пуговицы- «гирьки», украшавшие воротники крестьянских рубах. Практически все они имеют явно выраженное магическое значение. Чаще всего встречаются символы солнца - спираль или круг с точкой посередине. Это и понятно - солнечный свет отгоняет силы мрака. Реже встречаются знаки земли и засеянного поля.
Совершенно удивительную историю, связанную с магическими пуговицами, приводит академик Б.А.Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси». В онежской былине «О Дюке Степановиче и Чуриле Пленковиче», записанной в конце ХIХ столетия, говорится о волшебных пуговицах на кафтане Дюка Степановича, с помощью которых он призывал своих магических помощников – «зверей рыкучих» и «птиц клевучих»: «А молодой боярин Дюк Степанович стал плёточкой по пуговкам поваживать, пуговкой о пуговку позванивать. Как от пуговки было да до пуговки, налетели тут птицы клевучие, наскакали тут звери рыкучие...»
Вера в мистические способности пуговицы была жива в народе ещё в относительно недавнее время. В 1931 г. лондонская газета Sunday Time публикует статью «Пуговица убитого царя», где сообщается, что в Уфимской губернии чекистами арестован крестьянин, владевший «магической пуговицей», будто бы принадлежавшей Николаю II. Крестьянин лечил царской пуговицей всех уфимских больных. По его словам, за неделю до убийства царя в Екатеринбурге пуговица была подарена ему красноармейцем, стоявшим в карауле у дома Ипатьева. Лекарь уверял наивных башкир, что пуговица наделена чудодейственной силой - достаточно приложить её к больному месту, чтобы вылечиться. Самое удивительное то, что башкиры действительно выздоравливали…
"Пуговица" в русском языке близко соотносится со словами "пугать", "пугало", "пугач". Возможно, это связано как раз с тем, что охранительная и отпугивающая функция пуговицы у славян долго оставалась ведущей.
Комментарии
Пока нет комментариев