День солидарности женщин в борьбе за равенство прав и эмансипацию надо бы отмечать в России не 8 марта, как это в начале прошлого века было придумано на Западе, а 10 июня. В этот день в 1774 г. в станице Наурская, произошло событие, не имевшего большого политического и военного значения, вместе с тем, поразившее ум и воображение, как современников, сталкивавшихся с проявлением Героизма ежедневно, так и потомков, знающих родную историю. В этот день казацкие жёны станицы Наурской пушечным огнём, сталью шашек и кипящими щами отбились и обратили в бегство несколько тысяч кавказцев.
Полыхала очередная русско-турецкая война. Строевые казаки не вылезали из боёв и походов. В Наурской остались старики, инвалиды, женщины и дети. Полторы сотни казачек. Восемь тысяч, по другим источникам -девять (да какая разница!) кабардинских, чеченских и турецких мужественных воинов, прибывших за лёгкой добычей. И, вдруг - кровавая рубка, двухдневная осада и бегство горцев.
Казачья станица, особенно на Кавказе — маленькая крепость: вал, по окраинам — глухие стены домов с редкими бойницами, несколько старых трофейных пушек с ядрами, заплоты, перегораживающие улицы в случае опасности, запасы пороха, ружей, шашек.
Лихих джигитов во всеоружии, встретили седые старики, безусые юноши и казачки. Теперь пишут, что казачки отправились на оборону станицы, как на праздник. Не совсем так. Был Духов день, праздник. Из пикета вестник прискакал прямо в церковь: «Идуть!» — и народ бросился на валы в праздничной, нарядной одежде.
Оборона Наура была первым случаем, когда от казачек на Кавказе, понадобилась серьёзная и опасная боевая служба. Впоследствии, они уже не расставалась с ней и сроднилась, как с чем-то неизбежным среди суровой обстановки порубежного быта.
Моздокские (терские) казачки не пугались ни свиста вражеских пуль, ни сабель, ни дикого рёва и гика нападающих неприятелей. Спокойно, рядом со старыми испытанными бойцами, встречали они яростные атаки горцев, защищались серпами, косили косами абреков, появлявшихся на земляном валу станицы. Чугунные пушки перевозились на людях с места на место, смотря по тому, откуда усиливался приступ.
Женщины успевали перевязывать раненных, сменять на валу убитых, поддерживать костры, разогревать смолу, лить кипяток на головы штурмующих; даже праздничные щи, готовившиеся к обеду, шли на „угощение“ бусурманам.
Джигитам не нужно было ждать казаков, чтобы проявить храбрость, Смерть, в лице крепкой казачки, настигла многих из них в тот день в Науре. Двенадцать часов шёл бой, многочасовые штурмы дорого стоили врагу - до 800 человек было убито, несколько тысяч ранено. Двенадцать часов — это только в первый из дней. Бились и на второй. Современному человеку, наверное, невозможно представить многочасовой ужас непрерывной резни. А ведь, поди, и дети бились!
На второй день горцы стали отходить. «Это бабий праздник», — говорили об этом дне казаки, вспоминая славное участие, которое приняло в бою женское население Наурской. Почти все казачки-защитницы были награждены медалями «За турецкую войну 1769-1774 года» — случай в истории российского государства невероятный!
С тех пор, у терских казаков, прижилась поговорка: «Как Кабарда пошла воевать, да не управилась с казацкими бабами». Когда же приходилось встречать кого-нибудь из горцев с обожженным лицом, то казак или казачка не упускали случая сочувственно спросить: «А что, дос (приятель), не щи ли в Науре хлебал?»
Казачья наука надолго запомнилась джигитам. «Русскую девку повстречал — уступи дорогу!» - говорили потом.
Комментарии
Пока нет комментариев