Каталог
Славянский интернет-магазин Зареница
  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.
  • Стол украшают гости, а дом - дети.
  • Тот не умирает, кто детей не покидает.
  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
    — Л.Н. Толстой
  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.
  • Дайте детству созреть в детях.
  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.
    — М. Горький
  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.
  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

СТРАНА ГОРОДОВ
09.04.2016

0UHn14FCnNo


Страна городов лежит на юге Челябинской области, в междуречье Урала на западе и Тобола на востоке. Археологическая страна Синташты и Аркаима протянулась вдоль восточных склонов Урала с севера на юг на 400 км и на 100-150 км с запада на восток. Группа укреплённых поселений датируется рубежом 3-2 – начала 2 тыс. до н.э. Они – современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенской культуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векам знаменитой цивилизации Индии – Мохенджо-Даро и Хараппы.

Сегодня известно 17 пунктов с 21 укреплённым поселением, а также, многочисленными селищами и могильниками. Укреплённые центры располагались на расстоянии 40-70 км друг от друга. Таким образом, средний радиус освоенной территории для каждого такого центра составлял, примерно, 25-30 км, что соответствует расстоянию одного дневного перехода. В этих пределах, в окрестностях «города», располагались сезонные стоянки скотоводов и рыболовов, строились небольшие, неукреплённые поселения людей, которые были тесно связаны в хозяйственном, военном и религиозном отношении с «городом-крепостью», с «городом-храмом».

Аэрофотоснимки показывают, что «города» Южного Урала имеют различную планировку – овал, круг, квадрат. Чаще всего круг и квадрат сочетаются друг с другом, но ведущей всегда является какая-либо одна из геометрических фигур. Расположение домов, хозяйственных построек, улочек всегда определяется планировкой внешней оборонительной стены.

Самыми ранними из обследованных памятников «Страны городов», вероятно, являются поселения с овальной планировкой, затем появляются круговые и квадратные посёлки. Различная геометрическая символика в планах отражает, скорее всего, отличительные особенности религиозного мировоззрения.

Несмотря на небольшие размеры, укреплённые центры можно называть протогородами. Их отличают мощные оборонительные сооружения, монументальность архитектуры, сложные системы коммуникаций. Территория – очень компактна и тщательно продумана.

Все поселения занимают ровные сухие площадки по берегам небольших степных рек, редко – озёр. Эти участки обязательно вписаны в какие-то границы, обозначенные природой. Обычно они окружены водными протоками или прогибами старых русел, которые вода заполняет во время весенних паводков. В случае необходимости, вырывали специальный канал, который соединял русла и создавал замкнутую водную систему.

Оборонительные укрепления «Страны городов» поражают своей сложностью. Толщина основных стен по основанию составляет 5-5,5 м, дополнительных или стен цитадели – 2-3 м. Их сооружали из крупных глинобитных блоков и частично облицовывали камнем (Аландское, Ольгинское).

Обычно, в основе стеновых конструкций находятся бревенчатые срубы или две продольные деревянные стены, связанные поперечными брёвнами. Промежутки между стенами заполняли жидким грунтом или сырцовыми блоками. Снаружи деревянные стены-срубы обмазывали глиной, обкладывали сырцовыми блоками, иногда в сочетании с камнем. Реконструируемая высота бревенчато-грунтовых сооружений составляет около 3,5 м.

Судя по сохранившимся откосам оснований стен, ширина верхних платформ оборонительных стеновых конструкций была равна 3-4 м. На платформе располагалась деревянная стенка, которая играла роль бруствера или парапета и, вероятно, служила щитом для людей, оборонявших крепость. Перед оборонительной стеной проходил ров, стенки которого закреплялись деревом, сырцовой кладкой и плетнём, обмазанным глиной. Его глубина составляла 2-3 м при ширине от 4 до 6,5 м. Ров содержался сухим.

За пределами рва, с его внешней стороны, может располагаться ещё одна стена, сложенная из сырца (Аландское), или обваловка из грунта с деревянным бруствером-частоколом (Берсуат, Синташта). Перед обваловкой, обычно, располагается неширокая канава для отвода паводковых и ливневых вод. Таким образом, глубина внешней оборонительной системы (глубина обороны), вместе с ливневыми сооружениями аркаимских «городов», составляла 16-20 метров!

Недалеко от поселений – от нескольких десятков метров до километра – обычно располагаются некрополи. В основе планировки погребального комплекса-кургана лежит круг с чётко выраженным квадратом в центре, подчёркнутым контуром крупных могильных ям, деревянными перекрытиями, грунтовыми выкладками. Такая планировка близка принципу мандалы – одного из основных сакральных символов буддийской философии. Само слово «мандала» переводится, как «круг», «диск», «круговой». В «Ригведе», где оно впервые встречается, слово имеет множество значений: «колесо», «КОЛЬЦО», «страна», «пространство», «общество», «собрание». Универсальна интерпретация мандалы, как модели Вселенной, «карты космоса», при этом, Вселенная моделируется и изображается в плане с помощью круга, квадрата или их сочетания.

Аркаим и его жилища, где стена одного дома является стеной другого, вероятно, отражают «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую.

География «Страны городов», планы поселений, фортификация, домостроительство, колесницы, структура общества и многое другое, находят соответствие в религиозных гимнах индоариев и индоиранцев «Ригведе» и «Авесте». Уникальность «Страны городов» – в поразительнейшей сохранности ранних культурных слоёв, начиная с 4 тысячелетия до н.э.

Ни один археологический памятник мира не может сравниться по этому параметру с Южным Уралом. И это притом, что древнее население строило свои протогорода из подручного материала (песка, глины, дерева), полностью воплощая философию того времени «человек – часть Вселенной».

NT7S2tADOK4

8RIRpH9Af94

Так же рекомендуем посмотреть

Комментарии

Пока нет комментариев