Каталог
  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.
  • Стол украшают гости, а дом - дети.
  • Тот не умирает, кто детей не покидает.
  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
    — Л.Н. Толстой
  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.
  • Дайте детству созреть в детях.
  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.
    — М. Горький
  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.
  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Сокол
13.08.2015


ac17de96080ce806df070913b0f59b1e

Сокол, благородная ловчая птица - символ солнца и света, победы и превосходства, защиты и свободы. С бесстрашной хищной птицей часто сравнивали славного воина-единоборца, подразумевая такие eгo качества, как рыцарство, зоркость, храбрость, сила, ловкость, ум, мужественная красота.

В славянской мифологии Сокол-вселенское око восседает (в-ось-съдает) на Вершине Мирового Дерева. Сокол у древних славян — первоптица и первобог мира (мужская ипостась, дополняющая женскую – лебедицу, утицу). В Сокола перевоплощался, согласно легенде, Род, который влиял на судьбу богов и людей.  Согласно древним поверьям Сокол это божество, родившееся от удара молнии, поэтому Сокол - Рарог есть знак Огня, Агни; «бег» огня по дереву сравнивали с сокольим полётом, а прилёт сокола – с началом дня. В древнеегипетских мифах бог света и неба Гор изображался в виде сокола (или человека с головой сокола). Бог Солнца Ра также представлялся в образе соколиных крыльев с солнечным диском.

У скифов Сокол тоже был в большом почёте. Его значимость читается уже в названии, которое дали себе скифы – соколоты - по их тотему Соколу.  В скифском изобразительном искусстве «звериного стиля» проходным сюжетом является Сокол, терзающий змею. Смысл этого сюжета — в смене эпох, когда киммерийская (змеиная) эпоха в Степи сменилась Соколиной. То есть, так в образном виде отмечается факт исторической победы скифов - соколотов над киммерийской традицией, факт замены степной киммерийской культуры Дэва на скифскую Ахура.

Славянская мифология знает двух чудесных Соколов: Рарог – воплощение огненного духа, связанного с культом очага и богом огня Сварогом, отцом солнца. Финист – сокол, в которого оборачивается герой русских былин Волх (Вольга).

В традиционной культуре древних народов Сокол пользовался большим почетом. Он разделял с Орлом значительную часть его солярного символизма, выражал воодушевление и победу, а также свободу и, таким образом, надежду для пребывающих в оковах, в т.ч. моральных. А золотой Сокол обозначал космическую гармонию.

Эмблематика позволяет выявить дополнительные символические нюансы.

Coкол, преследующий зайца (олицетворение похоти) - символ победы духа над низменными страстями. Сокол, напавший на беззащитную цаплю - аллегорический образ кровавого тирана, жecтоко угнетающего простых людей, но хищная птица, несущая сжатую в когтях добычу своему хозяину - эмблема верности и образцового исполнения долга. Сокол, отказавшийся от преследования воробья - символ великодушного воина, пренебрегающего легкой добычей. 

 Вольная птица, парящая в поднебесье с распростертыми крыльями - яркое выражение свободы; сидящая с колпачком на голове - эмблема надежды на обретение свободы. Аналогичную символику можно встретить и в романтико - революционном жанре литературы, например, в «Песне О Соколе» Максима Горького, звучащей как торжественный гимн свободе. 

На Руси Сокола величали как «свет ясен сокол». Слово "ясный" совмещает в себе понятия светоносности и скорости. Мужская символика сокола связана с культом этой птицы-тотема, в которого перевоплощался бог Род.

В русских песнях и сказках Сокол пользовался большим почетом. Его называли не иначе как "млад — ясен сокол", величали этим же именем и красавцев добрых молодцев. Эта птица символизировала образ богатыря. А каждая девушка на Руси гордо и ласково говорила о своём суженном «Сокол ты мой ясный».

Сокол обладает точным зрением, и остроту зрения он не теряет, даже если мчится на большой скорости. "От соколиного глаза никуда не укроешься!" — говорят в народе о зоркости соколиных очей. Например, если сокол, находясь высоко в небе, может с легкостью разглядеть полевую мышь в траве и ринуться к ней с молниеносной силой и развить скорость до ста метров в секунду, то при этом он не потеряет цель из виду. Отсюда и пошло в народе изречение «обладать соколиным зрением», так говорили про человека, у которого было хорошее зрение.

На зиму птица молнии и небесного огня "умирает", а с приходом весны вновь возвращается к жизни. Этот мотив отражен в сказке об одном из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок Финисте - Ясном Соколе. В имени персонажа явственно слышится отзвук искаженного греческого слова "Феникс" - так, в древнегреческой мифологии называется птица, которая, состарившись, взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сгорает в том огне сама, чтобы потом возродиться из пепла.

В славянском фольклоре сокол символизировал воина, как правило, молодого героя, богатыря и князя, возглавляющего боевую дружину. Часто упоминается этот образ, например, в «Слове о полку Игореве». Трезубец Рюриковичей появился как аллегория пикирующего сокола. Впрочем, скандинавский верховный бог Один, «предводитель битв», имевший в своем подчинении погибших ратников, тоже принимал вид сокола.

Сокол является больше воинским тотемом. Он присутствует на стягах и гербах славянских племён.

Сокол – светлая птица, которая олицетворяет воинскую доблесть, чистоту намерений, отвагу, честность.  Это все те качества, которые так присущи русскому человеку!

Так же рекомендуем посмотреть

Комментарии

Пока нет комментариев